Loading...
Позаказное или типовое производство, в чем разница. Часть вторая

Позаказное или типовое производство, в чем разница. Часть вторая

by Станислав Тимофеев, 04.12.2013

Продолжение статьи Позаказное или типовое производство, в чем разница. Часть первая

application-maintenance-servicesОсновные трудности такого производства вытекают, как писалось ранее, из специфики позаказного производства. Но и эти трудности при грамотном подходе можно свести к минимуму. Я вкратце перечислю наиболее часто встречающиеся проблемы и возможные пути их решения:

1.       Рынок сбыта или дилеры свои и чужие.

В позаказном производстве всё начинается с заказа, а заказ начинается с места, где предприятие продает свою продукцию. Это сеть продаж своя или дилерская. И здесь как и везде есть две крайности. Кто-то продает свою продукцию только через свою сеть, но есть главное ограничение, ограничение ресурсов компании на развитие своей сети продаж.

Кто-то, не имея своей сети, пользуется сетями дилеров (перепродавцов), плюс очевиден, вы не вкладываете деньги в развитие своей сети и при грамотном подходе маркетинга можете наращивать количество дилеров, а следовательно точек сбыта (в данном случае получения заказов). И здесь есть главный минус, вы зависите от дилеров и в случае появления на рынке игрока с более низкими закупочными ценами, вы легко и быстро потеряете рынок сбыта, а за неимением своей сети, это может привести к остановке и быстрому разорению.

Как и в большинстве случаев важна золотая середина, предприятие должно иметь свою сеть сбыта и развивать дилерскую сеть, при этом важный, тонкий момент, дилер не должен ощущать, что ваша сеть забирает у него основную прибыль, иначе он переключится на закупки у вашего конкурента. Эта тонкая игра между двумя вариантами организации рынка сбыта построена на балансе интересов производителя и продавца. И при грамотном подходе может обезопасить организацию и способствовать расширению границ присутствия продукта предприятия.

2.       Политика закупок или «игра на бирже» на повышении и снижении цены на материалы.

Очень распространенная ошибка, считается, что подобная игра, купить больше подешевевшего сырья и заработать на разнице цен при производстве дает прибыль. Зачастую не учитывается, что закупки больше необходимых потребностей, ведут за собой и увеличение затрат на эти материалы. Как правило, они связаны с логистическими потерями, потерями на транспортировке, хранении, и уменьшают гибкость позаказного производства. Ведь возможно изменение рынка, закупленный на год вперед материал может «выйти из моды» и изделия из него перестанут пользоваться спросом, а вы будете вынуждены перерабатывать его, дабы избежать серьезных потерь. Потеря популярности непременно приведет к снижению стоимости и, в конечном итоге, мнимые дивиденды приведут к огромным потерям.  Даже если один или два раза такая операция принесла вам прибыль, рано или поздно это обернется потерями. Производственник — не биржевой игрок, лучше заниматься производством, чем играть в рулетку.

Закупки должны ориентироваться на текущие и прогнозируемые потребности производства, здесь очень важна статистика за прошедшие периоды и прогнозы по развитию на будущее. Закупки должны быть рассчитаны так, чтобы снизить как зависимость от одного поставщика (нужно всегда иметь в запасе несколько поставщиков, и варьировать между ними процент закупок от стоимости, и иметь договоренность о возможном увеличении плана закупок),  так и иметь плановый запас на случай переориентации на другого поставщика. Плановый запас материалов можно рассчитать по статистике за прошедшие периоды. Тут важен баланс между затратами под складские мощности для планового запаса, которые должны компенсировать возможные осложнения с основными поставщиками.

3.       Строгая политика учета и повышенная требовательность к системе учета

Строгая политика учета в обязательном порядке необходима в любом бизнесе, только статистика и планирование может привести к снижению затрат и планомерному развитию предприятия.

Но в позаказном производстве требования к системе выше, от системы требуется некоторая гибкость в связи с наличием нетиповых операций.

Наиболее распространены проблемы со спецификациями и аналогами материалов. Поддержка на собственной площадке отдела рекламаций (сервис и брак) с частичным участием физических лиц как обращающихся с требованиями. Поддержка собственной дилерской сети, отдела продаж и т.д. и собственной логистики.

Трудность со спецификациями связана с наладкой планов обменов с существующими (как правило, весьма специфичными) инженерными программами или разработкой своих внутренних программных продуктов под конкретные задачи. С помощью этих программ и производится расчет состава и стоимости заказанного изделия.

В связи с этим и вырисовывается проблема с аналогами номенклатуры: как свести номенклатуру в таких программах с тем, что поступает на склад, и наладить автосписание при выпуске готовых изделий. Здесь применяется система аналогов: в производстве и спецификациях используется каталожная (основная) номенклатура, которая в свою очередь связана с тем, что поступает на склады организации, это так называемые кластеры номенклатуры.

Реализация отдела сервиса и брака связана с контактами с физлицами и несет в себе важную маркетинговую функцию, то как предприятие реагирует на такие запросы сказывается на общем имидже организации. Как правило, этот отдел строится на функциях CRM и косвенно связан с отделом продаж.

Про формирование работы отдела продаж и логистики можно писать до бесконечности, и в следующих статьях я обязательно сформулирую отдельные тезисы по данному материалу.

В рамках данной статьи скажу только, что отдел продаж построенный на CRM всегда имеет преимущества над соперником, не имеющим в вооружении данную систему, а по сути даже не систему, а принцип работы.

И в заключение: А в чем тогда разница? Спросите вы. В чем разница между типовым и позаказным, ведь перечисленные проблемы есть в обоих видах производства?

Да вы правы, это все присутствует в обоих видах да и не только в производстве. Разница и существенная скрывается в разнице слов «типовое» и «позаказное (не типовое)». Типовые процессы всегда гораздо проще рассчитать и выстроить логику, ведь есть типовая задача, типовые проблемы с которыми сталкивается типовое производство, бери и решай. Гораздо меньше неизвестных зависимостей.

Работать с нетиповыми производствами гораздо сложнее и интереснее. Эти предприятия гибкие, постоянно меняются и развиваются, а следовательно меняются и увеличиваются в прогрессии неизвестные переменные, способные оказать воздействие на систему работы в целом. Отсюда и большие требования заказчика к гибкости разрабатываемой системы, нельзя делать механизмы в жестких рамках, они должны меняться и подстраиваться под развитие организации.

Таким образом, особенности позаказного предприятия  повышают требования к начальному этапу внедрения: «С чего начинается автоматизация предприятия или не допустить ошибку в начале…».

Автор: Тимофеев Станислав

No Comments


Leave a Reply

Your email address will not be published Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*